Основным планирующим документом является план гражданской обороны.
План гражданской обороны — это документ, в котором определяются состав исполнителей и содержание задач по выполнению первоочередных и мероприятий общей готовности гражданской обороны, порядок, способы и сроки их осуществления, а также порядок действий органов управления и сил ГО по осуществлению защиты населения, материальных и историко-культурных ценностей и проведению АС и ДНР.
Разработка плана гражданской обороны осуществляется под руководством начальника ГО. В своих указаниях на разработку плана гражданской обороны он определяет замысел действий, в котором определяет направление сосредоточения основных усилий по организации защиты населения, состав сил ГО, порядок организации и ведения АС и ДНР, организацию управления ГО.
Разработка плана гражданской обороны начинается с определения возможных целей (организаций, объектов) нападения противника на территории области (города, района) и мощности используемых для их поражения боеприпасов, производства оперативных расчетов возможных потерь и разрушений.
Объектами ударов противника могут быть административно-политические и промышленные центры, транспортные узлы, пункты управления республиканских органов государственного и военного управления, крупные промышленные предприятия, гидротехнические сооружения, электростанции и другие объекты, разрушение которых может привести к нарушению системы государственного управления, нарушению производственной деятельности отраслей экономики, деморализации населения и тяжелым потерям материальных ресурсов государства.
Параметры вероятных ударов противника (мощность, виды, координаты центров) устанавливаются с учетом всесторонней оценки важности объектов, характера их застройки, условий местности и других факторов. Исходя из этого, определяются также вероятные границы зон разрушений, катастрофического затопления, радиоактивного загрязнения, участки (районы) химического заражения и массовых пожаров.
На основе оперативных расчетов формулируются выводы из оценки возможной обстановки и определяются задачи по защите населения, потребность в силах и средствах для проведения АС и ДНР и другие задачи ГО.
При определении возможных последствий нападения противника наряду с оценкой поражающих свойств современного оружия учитываются: реальное состояние гражданской обороны (возможности по укрытию населения, наличие резервов материальных ресурсов и организация их хранения, состояние сил и средств, наличие и состояние пунктов управления и др.); возможная степень разрушения (поражения) организаций (объектов), конфигурация (величина, радиус) зон, участков (районов) поражения; условия местности и другие факторы, которые могут повлиять на людские и материальные потери.
Планы гражданской обороны разрабатываются органами управления ГО совместно со службами ГО и структурными подразделениями исполкомов, в ведении которых находятся материалы или информация, необходимые для их разработки (в министерствах, объединениях и организациях - органами управления ГО (специально назначенным работником) с привлечением функциональных и производственных управлений и отделов центрального аппарата (администрации).
Одновременно с доведением распоряжения начальника ГО на организацию разработки (корректировки) плана ГО старший орган управления ГО выдает подчиненным и взаимодействующим органам управления основные исходные данные, необходимые для разработки (корректировки) планов ГО.
Важное (а по ряду вопросов — определяющее) значение для планирования гражданской обороны будут иметь исходные данные, которые органы управления ГО должны получить от военных органов управления.
Основными исходными данными, выдаваемыми органами военного управления территориальным органам управления ГО, будут являться:
координаты и параметры возможных ударов противника по территории республики (области);
состав сил, выделяемых для решения задач гражданской обороны по плану взаимодействия, районы их дислокации, сроки приведения в готовность, сроки и порядок передачи их в оперативное подчинение начальников ГО;
задачи, выполняемые силами и средствами воинских частей по разведке территории республики (области) после нападения противника;
районы на территории республики (области), которые не рекомендуется использовать для расселения рассредоточиваемого и временно отселяемого населения и не следует занимать силами ГО.
Отраслевые органы управления ГО получают исходные данные от территориальных органов управления ГО соответствующего уровня, а также от вышестоящих отраслевых органов управления ГО.
Органы управления ГО республики, областей (г. Минска) и отраслей на основе оценки возможной обстановки, фактического состояния гражданской обороны и с учетом данных, полученных от органов военного управления, направляют в подчиненные и взаимодействующие органы управления исходные данные по следующим вопросам:
возможная обстановка на территории республики, области (города, района), в отрасли после нападения противника;
порядок оповещения органов управления ГО и населения (работников) о введении степеней готовности и передачи сигналов ГО;
принципиальные установки по выбору районов расселения рассредоточиваемого и временно отселяемого населения, исходные районы для сил ГО, по использованию дорожной сети, транспорта;
состав сил для проведения АС и ДНР на территории республики (области), в отрасли и состав сил, выделяемых в распоряжение области (города, района, организации) старшим начальником ГО, порядок и сроки передачи их в подчинение соответствующих начальников ГО;
порядок организации обеспечения действий сил ГО при проведении АС и ДНР;
организация управления гражданской обороной и порядок восстановления нарушенного управления.
В нижестоящих звеньях ГО выдача исходных данных, необходимых для планирования гражданской обороны, производится порядком, аналогичным вышеизложенному с учетом специфики обстановки и местных условий.
В связи с тем, что в решении задач по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, участвуют три основных звена управления - территориальное, отраслевое и военное – важное значение приобретает взаимоувязывание (согласование) деятельности этих звеньев и проводимых ими мероприятий, тщательная отработка взаимодействия между ними.
Взаимоувязывание (согласование) вопросов плана ГО между нижестоящими и вышестоящими органами управления ГО осуществляется по исходным данным последних и под их постоянным контролем. Взаимоувязывание (согласование) проводится также между органами управления ГО соседних областей, а также соседних категорированных городов и сельских районов.
Взаимоувязывание (согласование) планов гражданской обороны с мероприятиями органов военного управления проводится по следующим вопросам:
прогноз возможной обстановки;
организация оповещения и взаимной информации об обстановке;
районы размещения временно отселяемого населения;
исходные районы размещения гражданских формирований гражданской обороны;
порядок использования транспортных магистралей и переправ;
порядок взаимного выделения сил и средств для решения задач;
использование общественных зданий для развертывания медицинских учреждений, больничных баз и других нужд гражданской обороны;
районы (направления) разведки и выделяемые для этого силы и средства;
порядок совместного использования средств связи;
обеспечение пропуска войск;
организация комендантской службы и другим вопросам с учетом местных особенностей.
При планировании мероприятий гражданской обороны в министерствах (объединениях) и организациях должны обеспечиваться взаимное согласование и увязка их с мероприятиями мобилизационного развертывания экономики страны, мероприятиями, проводимыми органами военного управления и территориальными органами управления гражданской обороны.
План гражданской обороны состоит из двух частей, текстуальной и графической.
Первая (текстовая) часть должна быть предельно краткой, она представляет собой пирамиду, которая включает в себя шесть составляющих, из которых две лежат в основании пирамиды:
первая - краткая экономическая, физико-географическая характеристика области (министерства, объединения), города, района, организации (в части их касающейся);
вторая - оценка возможной обстановки и краткая характеристика состояния ГО.
На основании этих составляющих делаются выводы, определяющие организацию и выполнение мероприятий ГО (приведение в готовность сил и средств, организацию и осуществление защиты населения (работников), проведение АС и ДНР и др.) указываются особенности, влияющие на решение задач ГО.
Основное предназначение этих составляющих в том, чтобы выявить (увидеть, определить) перечень, объем, сроки и порядок выполнения мероприятий защиты, АС и ДНР, а также свои возможности и потребности по силам и средствам, т.е. они служат основой для разработки третьей составляющей первой части плана ГО - мероприятий по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей, АС и ДНР, которая является ядром (сердцевиной) плана.
Четвертая составляющая первой части плана гражданской обороны – всестороннее обеспечение проводимых мероприятий защиты, АС и ДНР. Виды обеспечения, перечень проводимых мероприятий их объемы, сроки и порядок проведения, а также необходимые для этого силы и средства определяются исходя из оценки возможной обстановки, наличия сил и средств и их потребности и уточняются на основании данных разведки и оценки обстановки сложившейся в период проведения мероприятий ГО. Основные виды обеспечения определены государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1537 – 2005. При планировании мероприятии по видам обеспечения необходимо помнить, что радиационная, химическая и медико-биологическая защита в отношении населения (работников) и экономики страны рассматривается как одна из главных задач ГО и излагается в подразделе «Организация защиты», а по отношению к силам ГО, выполняющим эту задачу, - как один из видов обеспечения их действий и излагается в подразделе «Организация обеспечения мероприятий и действий сил ГО».
Пятой составляющей первой части плана ГО является организация взаимодействия.
Взаимодействие - это взаимоотношения между собой в процессе выполнения задач не подчиненных друг другу органов управления и сил ГО. Следовательно, взаимодействие этих органов управления и сил должно организовываться под руководством старшего начальника и органа управления ГО.
Основные вопросы (направления, задачи) взаимодействия вытекают из оценки возможной обстановки, характеристики состояния ГО и соответствующих выводов (наличия и потребности информационного обеспечения, сил и средств для выполнения задач ГО, обеспечения устойчивости управления и др.).
Обычно основными вопросами (направлениями, задачами) взаимодействия в планах гражданской обороны являются: оповещение, разведка, защита населения (работников) и мобилизационных ресурсов, повышение устойчивости функционирования экономики (организаций), мобилизационное развертывание и подготовка сил ГО, временное отселение населения, эвакуация материальных и историко-культурных ценностей, проведение АС и ДНР, управление, а также выполнение задач ГО соответствующими подразделениями территориальной обороны.
При организации взаимодействия следует определить:
органы управления и силы, между которыми оно должно осуществляться;
задачи (направления, вопросы) взаимодействия, время начала и окончания совместных действий и их последовательность;
районы (направления, объекты) выполнения совместных задач и места сосредоточения основных усилий;
состав выделяемых сил и средств для совместных действий и оказания помощи.
Необходимо иметь в виду, что каждое планируемое мероприятие по решению задач взаимодействия должно быть конкретным, с указанием времени, места исполнения, состава выделяемых сил, ответственных лиц.
Шестая составляющая – организация управления ГО. Без надежного, гибкого и устойчивого управления невозможно решение ни одной задачи ГО.
Эта составляющая должна содержать в себе краткую характеристику системы управления, на базе которой осуществляется (определяется):
организация оповещения руководящего состава и населения (работников) в рабочее и нерабочее время в пункте постоянной дислокации и в загородной зоне;
порядок приведения в готовность и занятия пунктов управления;
состав и задачи оперативных групп, убывающих на ЗПУ с введением установленных степеней готовности ГО и к местам проведения АС и ДНР, сроки их убытия;
организация управления при введение в действие плана ГО, проведении защитных мероприятий и АС и ДНР;
организация управления на маршрутах эвакуации и ввода сил ГО;
организация связи;
порядок представления донесений;
мероприятия, способы и средства обеспечения непрерывности и устойчивости управления, а также восстановления системы управления в случае ее нарушения.
Вторую (графическую) часть плана ГО составляют приложения к нему, которые дополняют, детализируют и конкретизируют первую часть плана и являются обоснованием принятых решений. В зависимости от назначения и содержания приложения разрабатываются на картах (планах) городов (организаций), а также в виде таблиц, графиков, пояснительных записок и расчетов, в которых более детально дается необходимая информация. Приложения дополнительно могут поясняться таблицами, расчетами, графиками и т. п.
По своему содержанию планы ГО различных звеньев будут существенно отличаться в зависимости от характера и содержания задач, решаемых в том или ином звене.
Планы гражданской обороны областей (отраслей) должны отражать весь комплекс проводимых мероприятий по защите (инженерной, радиационной и химической, медицинской и биологической, противопожарной, эвакомероприятий) населения (работников), материальных и историко-культурных ценностей от поражающих факторов оружия противника, по развертыванию и подготовке сил ГО, созданию их группировок и заблаговременной организации АС и ДНР.
В планах ГО городов и сельских районов наиболее детально прорабатываются вопросы организации защиты населения в различных условиях обстановки, развертывания сил ГО и проведения АС и ДНР, особое внимание уделяется проработке вопросов временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей, обеспечения жизнедеятельности населения.
В планах гражданской обороны отраслей (министерств), объединений и организаций главное внимание должно обращаться на разработку и проведение мероприятий по защите своих работников, повышению устойчивости функционирования в условиях военного времени.
Наиболее конкретно и детально вопросы подготовки и проведения мероприятий и действий сил ГО должны прорабатываться в планах ГО низовых звеньев — в городах без районного деления, в городских и сельских районах, а также в организациях.
Более подробно особенности структуры и содержания планов ГО основных звеньев гражданской обороны будут рассмотрены в следующих разделах этой главы.
По завершении разработки планов ГО под руководством начальников ГО и начальников органов управления ГО проводится установленным порядком окончательное их согласование между соответствующими территориальными, отраслевыми и военными органами управления и утверждение.
Разработанные, согласованные и утвержденные планы ГО ежегодно установленным порядком корректируются по состоянию на 1 января.
Количество экземпляров планов гражданской обороны определяется по числу запасных пунктов управления и дублирующих органов управления или исходя из конкретной их потребности.
При ежегодной корректировке планы ГО всех звеньев уточняются, дополняются. При этом учитываются последние требования вышестоящих инстанций по организации и ведению гражданской обороны, а также изменения, происшедшие в ее фактическом состоянии и в исходных данных для планирования. Особенно тщательно учитываются изменения, происшедшие в состоянии экономики, в наращивании фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты для населения, составе, оснащении и подготовке сил ГО, состоянии систем управления, связи и оповещения.
Планирование гражданской обороны осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, приказами, распоряжениями и указаниями Начальника гражданской обороны Республики Беларусь, директивами и указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также решениями и указаниями соответствующих начальников гражданской обороны с целью обеспечения организованности и целевой направленности в подготовке и проведении мероприятий по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей, повышению устойчивости функционирования экономики и ее отдельных объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения в военное время, по ликвидации последствий нападения противника.
Разработка планов гражданской обороны осуществляется на основе анализа и оценки обстановки, которая может сложиться на территории области, города, района (в отрасли экономики, объединении, организации) и заключается в определении (разработке) на этой основе мероприятий ГО по защите населения (работников) и повышению устойчивости функционирования экономики страны в военное время, подготовке необходимых сил и средств для проведения АС и ДНР, всестороннем обеспечении их действий, организации взаимодействия и управления.
Мероприятия гражданской обороны разрабатываются и осуществляются заблаговременно, в мирное время, с учетом имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов, перспектив развития средств нападения и средств защиты от них. Мероприятия, которые по своему характеру и объему не могут быть осуществлены в мирное время, планируется провести на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях полностью или частично в установленные сроки с момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Республики Беларусь военного положения.
Характер, объемы и сроки проведения мероприятий гражданской обороны определяются дифференцированно, с учетом административно-политического, экономического и оборонного значения территорий и организаций, в соответствии с возможностью осуществления этих мероприятий.
Основной целью процесса планирования мероприятий ГО является определение объема и порядка их выполнения.
При планировании мероприятий гражданской обороны должны обеспечиваться взаимное согласование и увязка их с мероприятиями мобилизационного развертывания экономики страны и мероприятиями, проводимыми органами военного управления.
Перечень, структура и содержание планирующих документов устанавливаются Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь - Начальником штаба гражданской обороны Республики Беларусь (исх. МЧС от 06.01.2006 № 1/02-22/59). Их разработка осуществляется под руководством соответствующих председателей облисполкомов (Минского горисполкома), горрайисполкомов, глав администраций городских районов - начальников гражданской обороны.
Непосредственную ответственность за разработку планирующих документов несут начальники областных (Минского городского) управлений МЧС, городских и районных отделов по чрезвычайным ситуациям - начальники штабов гражданской обороны. Они определяют объемы, содержание, порядок и сроки разработки документов соответствующими структурными подразделениями и службами ГО, ставят задачи исполнителям и соисполнителям, согласовывают их действия и контролируют ход работы. Руководители органов управления ГО принимают личное участие в планировании важнейших вопросов (выполнении мероприятий гражданской обороны, проведении эвакуационных мероприятий, организации АС и ДНР, взаимодействия и др.).
К разработке планирующих документов в полном объеме привлекается ограниченный круг должностных лиц. Остальные работники могут получать только частные задания по разработке отдельных вопросов и подготовке справочного материала.
Планирование осуществляется в три этапа:
на первом (организационно-подготовительном) - определяется состав исполнителей и составляется календарный план работы, изучаются требования руководящих документов и указания старших начальников, исходные данные и справочные материалы. До исполнителей доводятся объем и сроки работы по разработке планирующих документов и распределяются обязанности между ними;
на втором - осуществляется практическая разработка и оформление планирующих документов, определяется их содержание, проводятся необходимые предварительные согласования, принимаются дополнительные решения по отдельным вопросам и доводятся до исполнителей;
на третьем - проводится окончательное согласование разработанных документов с соответствующими территориальными, отраслевыми и военными органами управления.
|