В соответствии с Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. №183-З "О гражданской обороне":
Статья 15. Силы гражданской обороны
Силы гражданской обороны состоят из:
служб гражданской обороны;
гражданских формирований гражданской обороны;
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Персоналу сил гражданской обороны выдаются международный отличительный знак гражданской обороны и удостоверение личности, подтверждающее его статус.
Статья 16. Службы гражданской обороны
Для обеспечения и выполнения гидрометеорологических, инженерно-технических, медицинских и других мероприятий гражданской обороны создаются службы гражданской обороны.
Службы гражданской обороны создаются решением Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, руководителей других организаций, подлежащих переводу на
работу в условиях военного времени, и подразделяются на республиканские, областные, районные, городские и службы организаций.
Непосредственное руководство службами гражданской обороны осуществляют начальники этих служб, назначаемые соответствующими начальниками гражданской обороны.
Перечень служб гражданской обороны определяется соответственно Советом Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, руководителями других организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени.
Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.
Статья 17. Гражданские формирования гражданской обороны
Организации, имеющие потенциально опасные объекты и эксплуатирующие их или имеющие важное оборонное и (или) экономическое значение, а также по решению начальников гражданской обороны административно-территориальных единиц другие организации, подлежащие переводу на работу в условиях военного времени, создают гражданские формирования гражданской обороны, оснащенные средствами гражданской обороны и подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Порядок создания и деятельности гражданских формирований гражданской обороны определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Гражданские формирования гражданской обороны не создаются в организациях, входящих в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, военизированных организациях Республики Беларусь.
Статья 18. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны
Для наблюдения и лабораторного контроля за загрязнением (заражением) окружающей среды (открытых водоемов, воздуха, почвы и растительности), продуктов питания, пищевого сырья, фуража и воды радиоактивными, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, биологическими (бактериологическими) и другими средствами, а также для контроля за возникновением эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и других инфекционных заболеваний создается сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
В состав сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны входят центры гигиены и эпидемиологии, ветеринарные лаборатории и станции, агрохимические лаборатории, лаборатории по аналитическому контролю окружающей среды, посты радиационного и химического наблюдения, а также объектовые лаборатории и другие организации.
Порядок создания и деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) является одной из основных задач гражданской обороны.
Для проведения АС и ДНР в планах ГО предусматривается создание сил и средств ГО. Состав и построение сил ГО уточняется при угрозе нападения противника или после нападения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.
Основу сил ГО для проведения АС и ДНР составляют гражданские формирования и службы ГО. Кроме них в состав сил ГО могут привлекаться (согласно планам взаимодействия) силы и средства территориальной обороны и воинские части Вооруженных Сил: инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты.
Состав сил ГО должен обеспечивать возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач в самых сложных условиях обстановки; своевременное выдвижение сил к месту проведения спасательных работ, быстрое развертывание спасательных работ, непрерывное их ведение, сосредоточение основных усилий в интересах решения главных задач; возможность одновременного выполнения работ с максимальным использованием всех сил и средств в очагах поражения для спасения пораженных в кратчайшие сроки; наращивание усилий за счет последующих смен, очередей и резервов, возможность осуществления маневра силами и средствами в ходе работ; защиту личного состава сил; устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия между ними, а также всестороннее обеспечение действий сил в ходе проведения АС и ДНР.
Для создания сил ГО используются:
в организации – формирования организации, а также территориальные формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы, выделенные по решению старшего начальника для выполнения задач ГО;
в районе – состав сил организаций, территориальные формирования района, ведомственные специальные формирования и подразделения, формирования близлежащих районов (сельских) и другие силы, выделенные по решению старшего начальника для выполнения задач ГО на территории района;
в городе без районного деления – состав сил организаций, территориальные формирования города, территориальные формирования области, а также другие силы;
в городе с районным делением – состав сил городских районов и резервы города;
в области – состав сил ГО категорированных городов, населенных пунктов с категорированными организациями, состав сил районов и резервы.
При предварительном определении состава сил и средств ГО для проведения АС и ДНР целесообразно иметь:
65-70% - формирований общего назначения;
30-35% - специальных формирований.
Специальные формирования включают в себя:
50% - медицинских формирований;
25% - противопожарных формирований;
10% - формирований радиационной и химической зашиты;
10% - формирований службы охраны общественного порядка;
5% прочих аварийно-спасательных формирований.
Однако силы ГО по своему составу должны максимально соответствовать характеру предстоящих АС и ДНР и обеспечивать выполнение полного их объема в заданном районе (на участке, объекте ведения работ).
Для обеспечения непрерывного проведения АС и ДНР до полного их завершения, наращивания усилий, расширения фронта спасательных работ, а также для замены сил и средств ГО могут состоять из сил первой очереди, второй очереди и резерва. Количество составляющих в составе сил ГО определяется объемом и условиями выполнения спасательных работ, наличием сил, а также особенностями их размещения в исходных районах и возможной готовностью по времени к выполнению задач в очагах поражения с учетом возможности нанесения противником повторных ударов.
Каждая очередь сил может состоять из нескольких смен.
При этом силы первой очереди предназначаются для немедленного развертывания аварийно-спасательных работ и ведения их в высоком темпе. С этой целью в состав сил первой очереди включаются наиболее мобильные, хорошо подготовленные и оснащенные техникой силы, способные в короткие сроки прибыть к очагу поражения и приступить к работам. Силы второй очереди предназначаются для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ, а также для замены подразделений и формирований первой очереди.
В состав сил второй очереди включаются силы ГО городов и сельских районов, не вошедшие в состав первой очереди, воинские части и подразделения, формирования организаций с более поздними сроками развертывания.
Все составные части сил ГО распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа. Количество смен в их составе определяется в зависимости от наличия сил и средств и их возможностей, радиационной обстановки на объектах работ, предстоящего объема работ, транспортных возможностей, наличия коммуникаций и времени прибытия в очаги поражения.
Особенно тщательно определяется состав первой смены. При ее создании учитывается, что техника (бульдозеры, экскаваторы, краны, компрессорные станции и др.), входящая в эту смену, при необходимости оставляется на местах работ и передается расчетам очередной смены.
Опыт проведенных учений ГО показал, что в состав сил первой очереди может включаться примерно 50 % персонала от общей численности группировки, а в силы второй очереди - 30 %.
Для разведки и обеспечения выдвижения и ввода сил в очаги поражения в состав сил ГО включаются разведывательные подразделения и формирования и отряды обеспечения движения.
Резервы предназначаются для решения внезапно возникающих задач в ходе проведения АС и ДНР и наращивания усилий на важнейших участках и объектах в целях сокращения сроков завершения работ, замены сил, а также переноса усилий сил и средств на новые участки (объекты) работ.
В состав резервов включаются формирования некатегорированных городов и отдаленных сельских районов, силы ГО, выделяемые соседями по планам взаимодействия.
С началом проведения АС и ДНР силы резерва выводятся в установленные исходные районы сбора с таким расчетом, чтобы можно было обеспечить быстрый маневр ими на различные направления. По мере использования резервы восстанавливаются, в том числе за счет сил, выведенных из очагов поражения после выполнения поставленных задач.
Резервы сил ГО целесообразно иметь достаточно мощными. Как показал опыт учений, резерв области может составлять до 20 % общей численности сил ГО области, а резервы города (района) – до 15 – 20 % общей численности сил ГО.
Важное значение имеет подготовка отрядов обеспечения движения. Они создаются из расчета по одному на каждый маршрут ввода сил в очаги поражения и, кроме того, по одному-два резервных в зависимости от количества маршрутов и их сложности.
При нанесении противником массированного ракетно-авиационного удара вполне вероятны потери сил и средств ГО. Гражданские формирования гражданской обороны сохраняют свою дееспособность, если потери персонала не превышают 20 – 30 %, техники – 15 – 20 %, в них поддерживается твердое управление, персонал сохраняет высокий моральный дух. Частично утратившими дееспособность считаются силы ГО, где потери персонала составляют до 50 %, техники – 25 – 50 %, но сохранено управление. Формирования, у которых выведено из строя более 50 % персонала и техники, ослаблено или нарушено управление, относят к потерявшим свою боеспособность. Они подлежат переформированию путем объединения нескольких формирований в одно и пополнения за счет резервов из числа трудоспособного населения.
В связи с этим, при организации АС и ДНР предусматриваются мероприятия по приведению сил ГО в готовность к выполнению возлагаемых на них задач: доукомплектование личным составом гражданских формирований ГО, дооснащение их техникой и имуществом; назначение формированиям районов расположения (исходных районов).
В условиях больших потерь сил ГО решением соответствующих органов власти из трудоспособного населения могут создаваться новые гражданские формирования ГО.
Источник: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/zakb0094.htm |